Традиции и обычаи

Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает своим традиции и обычаи. Беспощадные к врагам, в своей среде казаки были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака лежит некая двойственность: он может быть веселым, забавным, шутливым, а потом становиться грустным, молчаливым, замкнутым. Во многом это объясняется тем, что казаки, постоянно сталкиваясь с войной и смертью, старались не пропускать выпавшую им радость.

Помни, брат, что у казаков: дружба – обычай, товарищество – традиции, гостеприимство – закон.

В основе моральных и нравственных устоев казачьего общества лежат десять Христовых Заповедей. Приучая детей к их соблюдению, родители по-народному поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего, крепи веру Православную, ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу. И добавляли, если кому-то что-то можно, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ.

Наряду с Заповедями Господними, казаки очень строго соблюдали разнообразные традиции, обычаи и своеобразные домашние законы. Главные из них – уважительное отношение к старшим, безмерное почитание гостя, уважение к женщине (матери, жене, сестре).

Общая жизнь и служба делала казаков привязанными друг к другу как братьев. Они гнушались воровства между собой, но грабеж на стороне и, конечно, у неприятеля, был довольно обычным делом. Трусов казаки не терпели и считали первейшими добродетелями целомудрие и храбрость. Не признавали краснобайства, памятуя: «Кто развязал язык, тот вложил саблю в ножны», «От лишних слов слабеют руки», и больше всего почитали волю.

Тоскуя по родине, казак-поэт первой эмиграции Туроверов писал:

Муза – только свобода и воля.
Песня – только к восстанию зов.
Вера – только в дикое поле.
Кровь – одной лишь стране казаков.

Казаки и гости

Безмерное уважение к гостю у казаков связано с тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим и желанным гостем считался незнакомей из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. В шутливой казачьей застольной песне-частушке «Ала-верды» наиболее точно выражено почитание гостя: «Нам каждый гость дается Богом, какой бы не был он среды, хотя бы в рубище убогом – ала-верды, ала-верды». Независимо от возраста гостя, ему отводилось лучшее место за столом и на отдыхе.


Считалось неприличным в течение трех дней спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. У казаков считалось за правило: куда бы он ни ехал по делам, в гости, никогда не брать с собой еды ни для себя, ни для коня. В любом хуторе или станице у него обязательно был дальний или близкий родственник, кум, сват, деверь или просто сослуживец, а то и просто житель, который встретит его, накормит и его, и коня. К чести казаков, этот обычай и в наше время не претерпел особых изменений.
Отношение к родителям

Почитание родителей и крестных сыном и дочерью было для казаков внутренней потребностью. Авторитет отца с матерью был непререкаем, без их благословления не начинали никакую работу, не принимали наиболее важных решений. Без согласия родителей и родни, как правило, не решался вопросы создания семьи. Долг перед родителями считался исполненным после того, когда будут справлены поминки сорокового дня после их ухода в мир иной.

Крестная мать помогала родителям готовить к замужней жизни девочку-казачку, приучала ее к труду, домашнему хозяйству, рукоделию, бережливости. Главной обязанностью крестного отца была подготовка казачонка к службе, причем за военную подготовку спрос с крестного отца был большим, чем с родного.

Казачья свадьба

Как правило, время свадеб начиналось после уборки урожая (после Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября н.ст. или Пасхальных праздников – на Красную Горку). Обычно молодой казак за[...]