Казачья свадьба

Как правило, время свадеб начиналось после уборки урожая (после Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября н.ст. или Пасхальных праздников – на Красную Горку). Обычно молодой казак затевал разговор со своими родителями о том, что он хочет жениться и просит их согласия. Родители интересовались, кто его невеста, и если она им нравилась, начинались приготовления к сватовству.

В разное время свадьбы у казаков проводились по-разному. В ранний период существования казачества они проходили весьма просто. Более трехсот лет назад свадебное действо, как правило, шло на майдане, в Кругу. Полой верхней одежды казак прикрывал женщину, а затем молодые во всеуслышание по одному произносили: – «Ты, Федосья, будь мне жана», «Ты Иван Семенович, будь мне муж». После чего они становились молодоженами и принимали поздравления от атамана и казаков. Со временем обряд вступления в брак приобрел строгость и стал включать в себя множество веселых событий, призванных сделать жизнь молодой семьи благополучной.

Мать и отец одевались по-праздничному, обряжали сына, приглашали с собой речистого казака, который смог бы расположить к себе будущих сватов, и шли к ним в гости. При входе на смотрины в дом невесты, сваты говорят: «Мы долго охотились за красивой куницей, и она забежала к вам во двор. Вот мы и хотели бы посмотреть, не забежала ли она в ваш дом!» Или: – «У вас, мы слышали, есть товар, а у нас – купец; у вас невеста, а у нас жених: вот мы и пришли посвататься». Если отцу невесты жених приятен, он говорит: «Проходите гости, милости просим». Если жених им не нравится, то сразу следует отказ.
Вот мы и хотели бы посмотреть, не забежала ли она в ваш дом!» Или: – «У вас, мы слышали, есть товар, а у нас – купец; у вас невеста, а у нас жених: вот мы и пришли посвататься». Если отцу невесты жених приятен, он говорит: «Проходите гости, милости просим». Если жених им не нравится, то сразу следует отказ.

Гостей приглашают за стол, и за едой происходит беседа, в которой договариваются о смотринах, но уже в курене жениха. Примерно через неделю мать и отец невесты едут к родителям жениха, где осматривают дом и хозяйство, знакомятся с семейством будущего зятя. Если гости довольны, им предлагается называться сватами, на что те отвечают, что пока еще раненько. Свекор приглашает их словами: «Ну что ж, сваты не сваты, добрые люди, пожалуйте за стол. Гости садятся, выпивают по рюмке, другой. «Ну а теперь можно и сваточками зваться», – говорит невестин отец. Здесь же уговариваются когда быть сводам.

Своды

Ко дню сводов невеста готовит угощение для гостей – жениха с друзьями, будущих деверя и золовки (брата и сестры жениха), а так же своих подруг. Во время сводов подруги невесты выходят в отдельную комнату, а в горнице (большой комнате) остаются и рассаживаются на стульях ее дед, бабка, дяди, тетки, братья, сестры и званные близкие. На почетном месте под святыми образами садятся крестные отец и мать. На столе стоят два калача и солонка с солью.

Приехавшего с друзьями жениха, одного приглашают в дом, а невесту прячут в другой комнате среди своих подруг. Зовут в нее жениха: «А что угадаешь, кого и где искать?». Жених идет в комнату, где слышен девичий смех, там находит свою избранницу, берет ее за руку и вместе с нею становится в горнице среди комнаты. Входят друзья и друг жениха (дружка, дружок) подносит рюмку жениху и говорит: «Кому подносишь?» Жених называет имя отчество невесты. Подавая рюмку невесте, дружка опять спрашивает: «От кого принимаешь?» Невеста называет имя-отчество своего жениха. Поется три-четыре песни. Гостей потчуют водкой и вином, некоторые из них начинают капризничать и приговаривают, что-то горька водка и требуют подсластить ее. Молодые целуются.

По окончании песен родители спрашивают детей согласия на брак. Следуют ответы: «Из воли родительской не выходим. Согласны». «Теперь, сваточки родимые», – предлагает женихов отец, – «давайте ударим по рукам, – детки наши согласны, брак принять». А чтобы сомнений никаких не было, предлагает свату руку. Отцы бьют друг другу по рукам.

По окончании обеда, гости, поблагодарив сватов за хлеб-соль, договариваются о дне свадьбы. Молодежь выбегает на улицу, катается по станице и поет песни.

С этого времени девушка считается «пропитой невестою», «пропитухою». После пропоя до дня венчания, в доме невесты начинаются «вечеринки» или «ночевки» на которых собираются жених, его друзья и ее подруги. На вечеринках в течение ночи устраиваются различные игры, сопровождающиеся пением песен, которые прославляют пары девушек и парней.

Вечером перед днем свадьбы в дом жениха завозится приданое невесты.

Свадьба

В день бракосочетания невеста встает рано утром, до восхода солнца, обходит весь свой двор, мысленно прощаясь со всем, что ей было дорого. Затем идет в сад начинает причитать (голосить):

Вставайте мои любимые подруженьки!
Что не свет белая зорюшка занимается.
Из под гор крутых
Красное солнышко выкатывается
Все пташки, соловушки слетаются.
Все мои советнички советуются,
Все мои разлучники съезжаются.
Я думала мои разлучники
Среди дороженьки.
А они среди батюшкина двора
хотят меня с батюшкой, с матушкой разлучить
Со своей любимой семьею
И с ближними соседушками…
Если невеста сирота, то плачет по матери:
Выйду на свое широкое подворьице,
Покличу родимую мамушку,
расступись, мать-сыра земля,
расколись, гробовая доска
Обратись ты моя мамушка
Белою голубошкою:
Прилети на свое
Широко подворьице.
Погляди ты, родимая мамушка,
На свою, на сиротскую свадебку;
Сядь ты со мною
На правую плечушку
Погляди ты при последе
На меня, на красную девушку
На мою руссу косушку.
Как моя русая косушка
По плечам расстилается,
Вокруг меня горькой горюшечки
Люди добры увиваются…».

И вот слышен конский топот, стук экипажей, песни, выстрелы. Это жених со своими гостями подъезжает ко двору. Дружка спрашивает разрешения ввести в дом «князя». Вошедшего жениха сажают за стол рядом с невестою, начинаются угощения и выпивка, но молодые не едят ничего до таинства венчания. Родители невесты благословляют и напутствуют молодых, они усаживаются на тройку, раздаются ружейные выстрелы и все экипажи отправляются в церковь.

После венчания молодые едут в дом родителей невесты, где их поздравляют ее отец и мать, за ними крестные, а затем по степени родства остальные присутствующие. Вскоре сваха приступает к «повиванию» (обрезанию косы), расплетая одну косу и заплетая ее уже в две. После гости опять поздравляют молодых, им вновь подносят спиртное и «шишки» или «тарарушки». Молодым дарят подарки, при этом поздравляют их шутками да прибаутками. «Чтобы Бог вам хлеба родил и детей послал, чтобы люди с вами звались, добром к вам отзывались, чтобы в доме вашем были счастья и доля». Нередко можно было услышать такие напутствия: «дарю вам серебро, чтобы в доме было добро», «дарю вам ложки, чтобы рождались Сережки, а еще чашки, чтобы рождались Наташки», «дарю вам «руп», чтобы купили тулуп». По окончании даров молодых выводили из комнаты во двор. Мать невесты передавала икону (обычно ту, с которой сама выходила замуж) и давала свое родительское благословение.

На пороге дома жениха новобрачных встречали его отец и мать, а сзади дед, бабушка и крестные. Отец обычно держал икону, а мать хлеб-соль. Молодые трижды крестились не икону, целовали ее, а затем хлеб. Мать осыпала молодых хмелем, серебряными монетами, конфетами, орехами, желая молодым изобилия и счастья.

Молодые входят в дом, не наступая на порог, дабы не потерять суженого и становятся на овчинную шубу, расстеленную шерстью вверх. Хмель и овчинная шуба являются символом довольства и зажиточности. Хмель растет и вьется по деревьям легко и свободно, поэтому приговаривают: «пускай у молодых дома произрастает и разводится все так обильно, как хмель в лесу». Овчинная шуба символизирует то, что в хозяйстве у молодых всего должно было густо, как шерсти в овчине.

После этого молодые и гости садились по местам. Начинались новые поздравления новобрачных, одаривание их подарками. Каждый говорил добрые слова и дарил от души, что мог, в зависимости от материального положения. Во время даров каждый из поздравляющих просил подсластить спиртное поцелуем или, бросив крошку хлеба в рюмку, заявлял, что там плавает паук и его надо вытащить, намекая на продолжительный поцелуй.

Главным условием казачьей свадьбы считалось веселье, что сулило молодым счастливую семейную жизнь. Гости могли гулять до утра, а молодых поздним вечером отправляли в их комнату на брачное ложе, в сопровождении дружки и свашки, которые шутливо давали им наставления. У терских казаков был широко распространен обычай прохождения молодых под скрещенными шашками, что защищало их от нечистой силы. В комнате, где молодым предстояло провести брачную ночь, ставили икону, стакан с медом, чашку с зерном, куда помещали свечи, не зажигая их.

Второй день

Второй день свадьбы начинался с умывания молодой жены. Умывали ее свашки. Затем она шла к колодцу и обязательно бросала туда монетку. Почерпнув из колодца воды, она шла к дому, где ее ожидали свекор и свекровь, которым она поочередно сливала воду, они вытирались полотенцем невестки. После умывания молодая жена приглашала всех родных гостей за стол. Опоздавших к завтраку гостей разували, обливали водой, катали на тачке. Чтобы избежать этого, опоздавшие откупались деньгами, спиртным, конфетами.

После завтрака родителей молодого мужа наряжали женихом и невестой, сажали на тачку и возили. Затем гости шли к родителям жены. Участники свадебного шествия нередко переодевались: женщины в мужскую одежду, а мужчины – в женскую. Среди них было немало «цыган», пристававших к прохожим с предложением «погадать» или заходившим во дворы «воровать» кур.

В старину свадьбы длились не менее недели, на их проведение в конце ХIХ века затрачивалось 250-300 рублей, что для казачьих семей было довольно обременительно, но к ним готовились много лет, с самого рождения детей.

Традиции и обычаи

Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает своим традиции и обычаи. Беспощадные к врагам, в своей среде казаки были всегда благодушны, щедры и гостеприимны.[...]